Китайский стиль ландшафтной архитектуры.
«Сад — это попытка создания идеального мира
взаимоотношений человека и природой.
Поэтому сад представляется раем на земле,
Эдемом.»
Д. С. Лихачев «Поэзия садов».
Сложные и многогранные философские системы, существовавшие в странах Востока, оказали влияние на понимание связей между природой и человеком. Жители этих стран рассматривали искусство создания садов, как искусство подчинения деятельности человека законами природы.
Вилла Сюгакуин. Киото |
Ландшафт Китая – горы, острова, много камня (причем человек берет камень или с горы или из озера), поэтому китайский сад — это, прежде всего пейзажный сад, где отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Культура устройства сада по законам распределения энергии и смыслового значения предметов – фен-шуй – зародилась и сформировалась именно здесь. Построение ландшафтных композиций китайского сада по методу фэн-шуй основано не на использовании специфических элементов и растений, а на проецировании психологических портретов хозяев на окружающий их ландшафт. Символ гармонии Ян и Инь отражает сложность компоновки внешнего и внутреннего пространства в саду, света и тени, сочетание воды и камня, контрасты цветового решения, текстурного, жизни и бессмертия…С Ян ассоциируется мужское начало, все светлое, вертикальное, с инь – женское, темное, плоское.
Символ Ян и Инь |
В стране существует шесть видов садов: при императорском дворце, при гробницах императоров, при храмах, сады естественных пейзажей, сады ученых, домашний сад и сад литературы. Конечно, это деление весьма условно, так как в зависимости от особенности местности, характера мастера эти сады могут содержать в себе и дополнительные элементы или комбинирование.
Крупнейшим центром императорского паркового строительства был Пекин. В XII в. вдоль западных стен вытянулась цепочка парков трех озер – Бейхай, Чжунхай и Нанхай. Эти парки явились важной частью городской композиции города.
Волнистая стена, Китайский сад дружбы |
Многие сады имели узкую тематику, например, сад мастера рыболовных сетей. Он, как и все китайские сады, заметно отличается от парков Европы или Северной Америки. Здесь вас встретит сочетание чистых, простых линий и комбинация искусства и ландшафта. Этот сад с его склоненными деревьями, серыми камнями, выгнутыми мостиками и зелеными растениями — как чашка отличного травяного чая: вызывает ощущение внутреннего благополучия и умиротворенности.
Сады создавались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы. Пространство жизни должно быть необыкновенным и содержать в себе смысл (скрытый или явный), домом для духов природы. Когда человек попадает в китайский сад, он попадает в атмосферу таинственности и размеренности жизни…